среда, 12 августа 2015 г.

Зачем нам нужен хаос?


В отличие от более "детерминированных" тренажеров бережливого производства (Пр-во штепсельных вилок, Пр-во ручных фонариков) первый раунд игры "Лин Эксперт" начинается с полного хаоса. Собственно, он таки и называется "Хаос". В чем "фишка" сумбурного начала игры, когда ничего не получается и участники чувствуют себя некомфортно?

Каюсь, мы редко акцентируем внимание на анализе ситуации под названием "Хаос", так как в жизни это состояние встречается довольно редко. В игре его смоделировать довольно легко. Для этого мы ставим задачу в самых общих чертах, максимально снимаем все ограничения, кроме тех, которые хоть как-то будут удерживать игру в нормальных временных и коммуникационных рамках. Правилами "Лин Эксперт" не предусмотрено четкое определение и распределение ролей - есть лишь общие требования к поставке готовой продукции и поставке деталей. Также нет исходного описания технологии сборки стульев ЛинПро - команда все придумывает сама, исходя из имеющихся ресурсов, навыков и знаний.

И тут происходит удивительный момент - люди, чувствуя дискомфорт из-за отсутствия правил, рамок своей работы начинают создавать их с нуля. Так запускается процесс создания новой бизнес сущности из разрозненного набора ресурсов и информации. Поверьте, наблюдать за этим процессом очень интересно, особенно, когда видишь, как из похожих условий, но в результате разного набора ресурсов, рождаются непохожие процессы.

Так зачем нам нужен хаос в первом раунде игры "Лин Эксперт", если мы не обсуждаем вопрос зарождения производственной системы? Действительно, мы работаем, как правило с организациями давно преодолевшими хаотичное развитие развитие процессов. Многие участники тренингов даже не помнят или просто не знают как оно было на заре деятельность компании. Однако мы считаем, что на контрасте со вторым, "улучшенным" раундом, важно показать, насколько сильный и непредсказуемый эффект могут произвести даже незначительные изменения. Улучшение планировки может принести кратное повышение производительности, в то время, как ошибочное распределение операций сведет на нет от других улучшений.

Таким образом, с помощью данной демонстрации мы закладываем основы решения проблемы "одна за одной" и выполнения последовательной серии небольших экспериментов для определения реакции системы на улучшения. Риск - благородное дело, но в реальной жизни больше ценится предсказуемый результат. Особенно, если собираетесь "играть в долгую".

И еще один важный момент... для тех, кто наблюдает за игрой или оценивает действия игроков. Посмотрите, как ваши коллеги действуют в условиях хаоса и сравните их поведение в более упорядоченной ситуации. Оччень интересные выводы можно сделать.

-----------------------------------------
Сегодня с коллегами из Сибура обсуждал гипотетическую ситуацию "что будет, если все люди будут жить по СОПам?" Понятно, что рано или поздно произойдет какой-то коллапс, так как СОПы на все случаи жизни не подготовишь, или такая система просто зависнет. Вспомнилась недавняя история с аварией на Фукусиме, когда TEPCO нужно было очень быстро проложить силовой кабель, чтобы начать откачивать воду от генераторов. Время было потеряно из-за согласований и бюрократической волокиты. Ограничения "нормальной жизни" оказались сильнее команды, которая отвечала за ликвидацию аварии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий