Да, наконец-то в инструкцию к лин-тренажеру "Производство ручных фонариков" добавили блок о построении диаграммы причин и следствий. Она же диаграмма "рыбья кость", она же "рыбий скелет", она же диаграммы Исикавы, а можно просто Исикава, кому как нравится.
Дело не в названии, а в том, как мы используем этот инструмент для улучшения процессов. Традиционно диаграмма используется для выявления взаимосвязи между негативным эффектом и причинами (causes). Это делается для того, чтобы найти корневую причину и искоренить ее.
Мало кто использует эту диаграмму для анализа процесса и локализации операций, создающих эти самые причины.
И лишь пару раз я сталкивался с применением "инвертированной" диаграммы Исикава для анализа предлагаемого решения.
Но пост не об этом, а о том, используются ли вообще в наших организациях простые, понятные и эффективные инструменты для решения проблем. Знает ли персонал об их существовании? Ради интереса спросите у менеджера по качеству, когда он последний раз использовал диаграмму причин и следствий для поиска корневых причин проблем качества? И если ответ будет неудовлетворительным, каким может быть негативный эффект для бизнеса?
Правда в том, что мы не хотим утруждать себя излишними размышлениями и выстраивать какие-то цепочки событий. У нас же всегда есть готовый ответ на любой вопрос - так нас приучили в школе. И если сломался станок, нам сразу понятно почему и кто виноват: "Товарищ N не выполнил регламент техобслуживания и должен быть наказан". Процесс поиска, иногда очень трудного, решения мы заменяем на стандартные контрмеры, которые заранее заготовлены сложившейся практикой. И так от случая к случаю.
Но есть другие истории. Мне довелось недавно побывать в международной компании, которая кажется внедряет все, что только можно - и лин, и 6 сигм, и постоянные улучшения исповедует, и автоматизируется, и даже реинжинирингом занимается. Так вот у них в переговорной висит в рамочке образец для построения диаграммы причин и следствий. Оказалось, что это обычный рядовой инструмент, которым пользуются в компании почти все работники. Вот вам замечательная иллюстрация того, как слова о внедрении бережливого производства не расходятся с делом.
Так сколько раз в неделю ваш менеджер по качеству использовал Исикаву?
АСТ
Дело не в названии, а в том, как мы используем этот инструмент для улучшения процессов. Традиционно диаграмма используется для выявления взаимосвязи между негативным эффектом и причинами (causes). Это делается для того, чтобы найти корневую причину и искоренить ее.
Диаграмма причин и следствий |
Красные стикеры - проблемы |
Анализ решения - вишенка на торте для новых пользователей тренажера "Производство ручных фонариков" |
Правда в том, что мы не хотим утруждать себя излишними размышлениями и выстраивать какие-то цепочки событий. У нас же всегда есть готовый ответ на любой вопрос - так нас приучили в школе. И если сломался станок, нам сразу понятно почему и кто виноват: "Товарищ N не выполнил регламент техобслуживания и должен быть наказан". Процесс поиска, иногда очень трудного, решения мы заменяем на стандартные контрмеры, которые заранее заготовлены сложившейся практикой. И так от случая к случаю.
Но есть другие истории. Мне довелось недавно побывать в международной компании, которая кажется внедряет все, что только можно - и лин, и 6 сигм, и постоянные улучшения исповедует, и автоматизируется, и даже реинжинирингом занимается. Так вот у них в переговорной висит в рамочке образец для построения диаграммы причин и следствий. Оказалось, что это обычный рядовой инструмент, которым пользуются в компании почти все работники. Вот вам замечательная иллюстрация того, как слова о внедрении бережливого производства не расходятся с делом.
Так сколько раз в неделю ваш менеджер по качеству использовал Исикаву?
АСТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий