четверг, 26 ноября 2015 г.

Функциональное и дисфункциональное поведение


Интерактивный семинар по бережливому производству - это проект, с высокими ожиданиями заказчика и сильно ограниченный по времени. Как у любого проекта, у семинара есть свои риски, которыми тренер должен управлять. Один из рисков - "дисфункциональное поведение отдельных участников", который сложно просчитать заранее, так как тренер, как правило, имеет слабое представление о персоналиях, составляющих группу, их личных мотивах и целях обучения.

На мой взгляд, серьезность данного риска крайне высока - я диагностирую дисфункциональное поведение одного или нескольких участников практически на каждом тренинге. Степень влияния этого риска, когда он происходит довольно различна, но по моим оценкам также существенна. Например, если из-за дисфункцинальное поведение одного участника передастся другим, то итоговая оценка работы тренера будет низкой, что создаст угрозу продолжению сотрудничества с клиентом, которого он долго завоевывал. В деньгах эта потеря может быть достаточно существенной.

Итак, риск очень высокий, чтобы им пренебречь при подготовке к тренингу. Что же можно сделать для снижения этого риска? "Первое и главное", как говорил один мой знакомый, научиться выявлять признаки дисфункционального поведения.

Признаки дисфункционального поведения:

  1. Агрессия по отношению к другим, обвинения
  2. Уклонение от участия в обсуждении, поверхностное и отвлеченное участия в обсуждении проблем команды, демонстрация потери интереса к теме, скука
  3. Отвлечение группы нерелевантными примерами, случаями из жизни, анекдотами
  4. Слишком долгие споры, отвержение или неприятие мнения других, низка договороспособность
  5. Использование группы и мероприятия в качестве сцены для личного PR'а
  6. Подавление инициативы других участников
  7. "Изображение жертвы", привлечение излишнего внимания к локальным проблемам участника, призыв группы к решению личных проблем в ущерб командной работе
  8. Перетягивание группы на свою сторону, противопоставление своей стратегии, философии, взглядов установкам группы
  9. Разрушение команды изнутри: неуместные шутки, паясничество, привлечение излишнего внимания к своей персоне.
Открыто поощрять функциональное поведение.

Признаки функционального поведения:

  1. Предложение решений, идей, новых формулировок проблем
  2. Уточнение информации, исходных данных
  3. Разъяснение исходных данных другим участникам мероприятия
  4. Выражение собственного мнения, ощущений
  5. Включенность в обсуждения, работу группы (например, отключение звука у мобильного телефона демонстрирует готовность сконцентрироваться на происходящем и проявление интереса к процессу, уважения к окружающим и тренеру)
  6. Суммирование опыта, объединение идей и мнений, развитие идей других участников
  7. Предложение себя на новые роли в процессе
  8. Достижение консенсуса по ограниченному набору инициатив.
Причиной дисфункционального поведения может стать банальная усталость. Интерактивный семинар по бережливому производству требует больших усилий не только от тренера, но и от участников. Поэтому вполне естественно, что частота перерывов должна быть увеличена увеличена по сравнению с традиционным академическим обучением. При этом продолжительность перерыва можно сократить. И не забывайте регулярно проветривать помещение!

Создайте поминутный план тренинга и держите его перед глазами. Избегайте длительных пауз, остановок, приводящих к расхолаживанию группы. Если в дискуссии затронута важная тема или проблема, касающаяся большинства участников группы, выделите дополнительное время для ее обсуждения и фиксации результатов - это создаст впечатление "глубокого разговора" с хорошей перспективой решения насущных проблем. Участники станут более активными и заинтересованными в обсуждении.

Мы, тренеры, очень любим поговорить! Мы видим множество разных компаний, знаем кучу важных историй, видим большую картину происходящего и очень хотим поделиться нашими знаниями с аудиторией. Научитесь управлять своим фонтаном красноречия, цените время тех, кто пришел к вам на обучение, давайте только релевантные примеры, связанные с бизнесом компании или иллюстрирующие обсуждаемую проблему. Не надо уводить группу в сторону, а потом прилагать титанические усилия, чтобы вернуть ее обратно в колею.

Иногда бывает так, что без исключения источника дисфункционального поведения не обойтись. Это тяжелый и неприятны момент для всех: и для тренера, и для группы, и для удаленного участника, и для заказчика. Но если результаты тренинга важны для всех, эту "лягушку" придется проглотить. К нашему счастью, этот конфликт разрешается довольно просто и сам-собой, когда незаинтересованны человек просто покидает аудиторию и через несколько минут группа вообще забывает о его существовании. Однако этот случай важно отметить в отчете об обучении или обсудить с заказчиком в перерыве или сразу по окончании тренинга.

И последнее... Если ваших усилий и опыта не хватает, чтобы с правиться с дисфункциональным поведением отдельного участника, привлеките заказчика или его представителя. Объясните в чем проблема и почему ему нужно вмешаться в процесс, чем грозит бездействие, что вы уже предприняли. Заинтересованный Заказчик обязательно поможет и будет на вашей стороне, если только поверит в искренность ваших действий.

АСТ