вторник, 19 января 2016 г.

Serious play - вы серьезно предлагаете мне поиграть?!


Прежде всего позвольте представить вашему вниманию статью Александра Гайдукова (РЖД), написанную в соавторстве с Максимом Алчебаевым (тоже РЖД), "Геймификация или мистификация", опубликованную в журнале "Мир транспорта" (март 2014). Авторы затрагивают важный вопрос для многих игроков образовательной индустрии: "Может ли геймификация стать новым самостоятельным перспективным направлением обучения или это всего лишь новая мода, причуда, которая пройдет не оставив следа?"

Вопрос жизненно важный для "ЛинПроджект", как мы занимаемся поставкой тренажеров бережливого производства и для нас геймификация - одна из базовых технологий обучения и тренд, который мы используем для своего развития. Являясь реалистами и уже "старыми" игроками образовательной индустрии, мы скорее дадим отрицательный ответ - "нет, не может геймификация стать новым самостоятельным прорывным направлением".

Сегодня геймификация - удел энтузиастов, которые пытаются найти дельные применения этому подходу к обучению и всячески стараются доказать наличие пользы и экономического эффекта. К слову сказать, мы пока не встречали программы обучения полностью построенной на игровых технологиях. (Кроме может быть этой?)

Fisher-Price обучает дошколят программированию
Тем не менее, мы считаем, что включение игровых процессов в академическую программу обучения действительно способно преподнести синергетический эффект и повысить восприятие, усвоение и воспроизведение учебного материала даже спустя длительное время после занятия.

Посмотрите, как выглядят комбинированные программы обучения персонала по теме "бережливое производство" в Росатоме и РЖД. Теория отрабатывается на тренажере, методично и последовательно.

На наш взгляд, серьезным препятствием для массового принятия этой методики тренерами и преподавателями является специфичность прикладных задач, которые действительно дают ощутимый эффект. К нашей радости бережливое производство - это та область, где игровое взаимодействие участников обучения дает положительный учебный и практический эффект. Почему так получилось? Потому что лин (lean) - это не фундаментальная наука, а принципы, применение которых может варьироваться в зависимости от ситуации, что дает большую степень свободы участникам, развивает их креативность, создает нестандартные ситуации и, тем не менее, позволяет увидеть и понять работу этих самых принципов. Таким образом, мы считаем, что игровые методики в чистом виде хороши для ситуаций, которые не могут быть описаны с методической точностью и освоение принципов и методов более важно, чем выучивание постулатов и аксиом.

Есть еще одно препятствие для применения игровых методик в конкретной организации, и в статье в последнем абзаце прямо указано на этот момент - это несоответствие метода обучения культуре группы или организации. В практике наших партнеров были случаи, когда участники игрового процесса явно не желали в нем участвовать. Это были люди в возрасте, уважаемые, очень важные для дальнейшей работы по преобразованию бизнеса, и им никто не смел возразить. Они либо покидали класс, либо выполняли функции безучастно, ухудшая показатели команды. Вообще надо было видеть глаза других, чуть более заинтересованных участников - они поняли, что их игра стала отражением реальной жизни и они не в силах повлиять на результат.
"Капелька росы такая маленькая и все же... в ней отражается вся жизнь..."
Итак, выводы...
  1. Не стоит надеяться, что игра полностью заменит теорию/академическое обучение.
  2. Теория + игра = отличный образовательный продукт, если к нему предъявляются высокие требования по результативности
  3. Не все организации одинаково хорошо реагируют на игры. Для подготовки выигрышного плана тренинга надо изучить будущую аудиторию, а еще лучше провести с ней мини-игру и своими глазами оценить реакцию.
Сложности при проведении игры могут возникнуть даже с проверенным клиентом. При подготовке процесса мы стараемся обращать внимание на следующие моменты:

1. внятная формулировка ожиданий заказчика от обучения, понимание того, как достигнутые результаты будут использоваться по окончании тренинга.
2. участие в процессе обучения начальников и подчиненных (бывают очень неловкие ситуации)
3. степень освоения/знакомства с бережливым производством
4. состав, разнообразие группы - будет ли группа моно или мультикультурной ?
5. состояние дел в организации - подъем или спад
6. преобладающий стиль менеджмента - влияет на раскрепощенность или зажатость участников
7. уровень образования.

И последнее... как мы начинали геймифицировать наши проекты? Честно говоря, это был огромный риск, так как применение методики не было санкционировано руководством и в случае провала ожидалось, что негативный эффект будет умножен на степень неприятия самодеятельности. Поэтому начинали с небольших игровых вставок в формате паузы между темами и ничего не обязывающих активностей. Потом, видя позитивную реакцию участников, смещали акценты обучения в сторону игр и симуляций.

Играйте и выигрывайте!

 АСТ