Цель однодневного интерактивного семинара с применением тренажеров бережливого производства ни много ни мало - "сформировать у участников семинара приверженность концепциям и принципам бережливого производства".
Как мы этого добиваемся?
Для этого у нас есть всего минут 10-15, перед тем, как кто-то из уважаемых профессионалов не встанет и не скажет: "Господа, мы теряем время. Они нам ничего нового не скажут. Не знаю, как вы, а я пошел заниматься делом".
Поэтому мы не рассказываем о бережливом производстве в начале семинара, мы сразу ставим задачу, напряженную задачу. И бросаем вызов коллективу профессионалов: "А ну-ка покажите, как ваши методы справятся с нашим заданием?!"
И профессионалы терпят фиаско... Они требуют повтора, нового шанса. Пожалуйста... Лучше, но все еще очень далеко от идеала.
С этого момента обучение начинается.
Вообще, мы считаем, что выявление потерь - это ключ, который открывает саму возможность начала улучшений. Но важно не только растолковать новое абстрактное понятие, но и научить людей оперировать этим понятием, как привычным. Не стоит добиваться от участников семинара 100% результата выявления потерь в учебных примерах. Гораздо важнее, чтобы каждый напрягся и сформулировал то, что он считает "потерей", почему, какой негативный эффект это приносит ему лично, цеху, организации.
Мы возвращаемся мысленно или с помощью видеосъемки к первому раунду задания и пытаемся увидеть "потери". Сначала это задание выполняется индивидуально, затем обсуждение происходит в коллективе. Скептики или слабо мотивированные участники вынуждены делать над собой усилия и быть такими же наблюдательными и критичными к своим действиям и действиям других, как и их коллеги, более восприимчивые к новому (а такие всегда есть в любой организации и это ценный ресурс тренера, с которым нужно обходиться очень бережно!)
Посудите сами, у вас на руках все козыри - есть проблема, есть понимание проблемы, есть потребность в решении проблемы. Для каре нам необходимы новые знания о методах улучшения. И, как только вы их предоставите, будьте уверены, игроки все сделают сами!
Применение инструментов бережливого производства вызывает много вопросов и сложностей, когда они навязываются, как нечто способное полностью изменить сложившийся уклад в производстве. Такой подход вызывает естественное сопротивление. Напротив, когда люди сталкиваются с проблемой и понимают, что их опыта и знаний недостаточно для ее решения или старые методы работают не так, как надо, инструменты бережливого производства придутся очень кстати и вы, как носитель новых полезных знаний приобретете репутацию помощника и соратника в борьбе за общее дело.
Еще раз... для запуска этого естественного процесса нужно поместить группу в условия необходимости поиска решения, довести ее до состояния исчерпания потенциала существующих знаний и опыта и в конце дать новую продвинутую "удочку". Рыбу-то они поймают сами!
Динамика! Новые проблемы вылезают, как только застывшее в ожидании производство приходит в движение. Возникают новые потери, клиент вносит свою долю хаоса, кто-то не выдерживает и сбивается с ритма, другие начинают суматошно ему помогать.
- Ты точно сможешь?
- Смогу...
- А если произойдет такая-то проблема...
- Тогда я сделаю так-то...
- Это риск.
- Хорошо, давайте еще раз проверим нашу идею.
И команда моделирует решение еще и еще раз, до тех пор, пока у всех не появится уверенность в правильности решения.
Последние раунды проходят в тишине, а в конце буря радости и эмоций: "Мы сделали это!!!"
Итак, в конце однодневного интерактивного семинара с применением тренажеров бережливого производства мы:
Подробнее об однодневных интерактивных семинарах с применением тренажеров бережливого производства здесь >>>
АСТ
Как мы этого добиваемся?
1. "Ты покажи, а не слова говори".
Как правило, мы работаем с успешными профессионалами своего дела, на которых руководство организации будет опираться при последующих преобразованиях. Эти люди обладают уникальным опытом и знаниями, которые сделали их ценным ресурсом, и они прекрасно об этом осведомлены. Как вы думаете, что должно произойти, чтобы эти люди всерьез переключили свое внимание на некие новые концепции и принципы, которые, возможно, диссонируют с их текущим представлением о порядке вещей? Да-да, их следует удивить, сбить с толку, заставить их опыт и знания деформироваться и сопротивляться.Пока еще скептики |
Для этого у нас есть всего минут 10-15, перед тем, как кто-то из уважаемых профессионалов не встанет и не скажет: "Господа, мы теряем время. Они нам ничего нового не скажут. Не знаю, как вы, а я пошел заниматься делом".
Поэтому мы не рассказываем о бережливом производстве в начале семинара, мы сразу ставим задачу, напряженную задачу. И бросаем вызов коллективу профессионалов: "А ну-ка покажите, как ваши методы справятся с нашим заданием?!"
И профессионалы терпят фиаско... Они требуют повтора, нового шанса. Пожалуйста... Лучше, но все еще очень далеко от идеала.
С этого момента обучение начинается.
2. Наблюдение
У нас нет возможности поставить 20 человек в центре цеха и попросить их фиксировать потери или какие-либо ошибки. Они еще не знают, что такое потери и почему важно уметь их выявлять и классифицировать.Вообще, мы считаем, что выявление потерь - это ключ, который открывает саму возможность начала улучшений. Но важно не только растолковать новое абстрактное понятие, но и научить людей оперировать этим понятием, как привычным. Не стоит добиваться от участников семинара 100% результата выявления потерь в учебных примерах. Гораздо важнее, чтобы каждый напрягся и сформулировал то, что он считает "потерей", почему, какой негативный эффект это приносит ему лично, цеху, организации.
Активное наблюдение за процессом |
Мы возвращаемся мысленно или с помощью видеосъемки к первому раунду задания и пытаемся увидеть "потери". Сначала это задание выполняется индивидуально, затем обсуждение происходит в коллективе. Скептики или слабо мотивированные участники вынуждены делать над собой усилия и быть такими же наблюдательными и критичными к своим действиям и действиям других, как и их коллеги, более восприимчивые к новому (а такие всегда есть в любой организации и это ценный ресурс тренера, с которым нужно обходиться очень бережно!)
3. Размышления и действия
После первого раунда, когда команды увидели общий негативный эффект, познакомились с причинами его возникновения, обсудили потери, подготовка команды к следующему раунду приобретает большую осмысленность. Тут-то и возникает самый благоприятный момент дозированной инъекции новых знаний о методах улучшения производственных процессов.Посудите сами, у вас на руках все козыри - есть проблема, есть понимание проблемы, есть потребность в решении проблемы. Для каре нам необходимы новые знания о методах улучшения. И, как только вы их предоставите, будьте уверены, игроки все сделают сами!
Применение инструментов бережливого производства вызывает много вопросов и сложностей, когда они навязываются, как нечто способное полностью изменить сложившийся уклад в производстве. Такой подход вызывает естественное сопротивление. Напротив, когда люди сталкиваются с проблемой и понимают, что их опыта и знаний недостаточно для ее решения или старые методы работают не так, как надо, инструменты бережливого производства придутся очень кстати и вы, как носитель новых полезных знаний приобретете репутацию помощника и соратника в борьбе за общее дело.
Улучшение конфигурации сборочной линии |
Еще раз... для запуска этого естественного процесса нужно поместить группу в условия необходимости поиска решения, довести ее до состояния исчерпания потенциала существующих знаний и опыта и в конце дать новую продвинутую "удочку". Рыбу-то они поймают сами!
4. Рисуем большую картинку
Всегда очень интересно наблюдать за трансформацией границ ответственности участников обучения. На первых порах они мыслят категориями "я", "моя функция", "мое рабочее место". Столкнувшись с проблемами, получив информацию от своих коллег, игроки постепенно воспаряют над игровым полем и обозревают ситуацию с высоты. Им отрывается большая картина происходящего - кто-то испытывает проблемы с поставкой материалов, кто-то производит некачественную продукцию, кто-то завалил склад лишними узлами. Проблемы и решения перестают быть личными. В какой-то момент игры у участников в голове формируется большая картинка взаимосвязей действий каждого оператора процесса. Теперь решения принимаются не только с позиции "как мне удобно", а позиции "как нужно для всего процесса".Big picture |
5. Динамика
Ну, вот и все. Решения приняты, все готово к очередному раунду. Сомнений нет, все получится. Раунд начался и.. в чем дело? Что опять пошло не так?Динамика! Новые проблемы вылезают, как только застывшее в ожидании производство приходит в движение. Возникают новые потери, клиент вносит свою долю хаоса, кто-то не выдерживает и сбивается с ритма, другие начинают суматошно ему помогать.
Производственной площадке свойственно со временем ухудшаться.Тренажеры дают замечательную возможность обозреть модель производства не только "с высоты птичьего полета", но и в динамике. Они позволяют увидеть проблемы, которые возникают только в период исполнения процесса.
Лин Эксперт - динамичная игра |
5. Здоровая коммуникация
В самом начале цикла обучения мы просим не обвинять друг друга в проблемах, неуспехах или ошибках. Все ошибаются, но кто-то еще и учится при этом. Первые раунды игры четко проявляют проблемы коммуникации, имеющиеся в организации. Руководители доминируют "Все, я принял решение", активные сотрудники подавляют своих более тихих коллег "В наших проблемах виноват Вася". Однако вызов, перед которым оказывается команда, постепенно всех заставляет включаться в обсуждение, слышать голос каждого. Удивительно другое - перед финальными раундами, когда любая ошибка должна быть исключена и успех команды зависит от каждого, мы становились свидетелями долгих диалогов такого плана:- Ты точно сможешь?
- Смогу...
- А если произойдет такая-то проблема...
- Тогда я сделаю так-то...
- Это риск.
- Хорошо, давайте еще раз проверим нашу идею.
И команда моделирует решение еще и еще раз, до тех пор, пока у всех не появится уверенность в правильности решения.
Последние раунды проходят в тишине, а в конце буря радости и эмоций: "Мы сделали это!!!"
6. Трансфер
Из маленькой победы сделать большую - дело техники. Особенно, если есть уверенность, что это работает. И мы даем такую уверенность. Мы даем навык и первое ощущение победы. Понятно, что оно рано или поздно растворится в других эмоциях, но память и позитивный опыт всегда придут на помощь, когда потребуется сделать первый шаг в лин преобразованиях. Мы лишь только рекомендуем не затягивать с этим надолго.Трансфер новых знаний в реальные процессы |
Итак, в конце однодневного интерактивного семинара с применением тренажеров бережливого производства мы:
- Видим потери
- Знаем, как от них избавиться
- Умеем: 1) применять новые методы (инструменты бережливого производства), 2) организовывать процесс улучшений, 3) подтверждать решение проблем
- Готовы брать на себя новые вызовы – предлагаеть улучшения
Подробнее об однодневных интерактивных семинарах с применением тренажеров бережливого производства здесь >>>
АСТ
Комментариев нет:
Отправить комментарий