четверг, 8 января 2015 г.

Сейчас - то самое время, то самое время - сейчас


Эд Кэтмелл, президент Pixar Image Computer (1986 г.), после ознакомления с прорывными, по тем временам, методами японских промышленников, с удивлением для себя обнаружил, что производство компьютеров это:

  1. не скучно
  2. не только о производительности
  3. творческий процесс, в который могут быть вовлечены все сотрудники.

В чем была революционность японских методов для продвинутой американской промышленности?

Американцы создали весьма эффективную систему массового производства товаров, работающую по принципам конвейерной сборки, когда продукция перемещается от одной операции к другой по конвейеру с заданной скоростью. Чем быстрее работает конвейер, тем больше продукции выпускается, ниже себестоимость, выше прибыль (посмотрите прекрасный фильм "Новые времена"). Остановка конвейера неприемлема - брак, если его удается выявить, снимается со сборочной линии, но "конвейер должен работать всегда!" Право на остановку конвейера имеют только высшие менеджеры. Главный показатель производства - производительность.

Возможно ли было внедрить в те времена в американскую промышленность какие-либо иные идеи, которые ставили под сомнение главный тезис "главное - производительность"? Навряд ли, так как и менеджмент, и консультанты, и инвесторы, все получали отличные дивиденды от гонки за производительностью.


Два слова о роли консультантов в укоренении новой производственной доктрины... Чем занимались профессиональные консультанты в 50-60-х годах? Они создавали иерархические системы управления, рисовали массивные разветвленные оргструктуры, внедряли управление проектами и программами. Таким образом, консультанты вместе с менеджментом окончательно зацементировали подступы к храму "Производительность". Жрецы "производительности" проводили службу на самом верху пирамиды и голосов снизу никто не слышал...

Я думаю, что именно поэтому революционные идеи Деминга нашли благодатную почву на чужбине, в Японии. Тамошние предприниматели готовы были использовать любой шанс, дающий надежду на возможность конкуренции с американскими товарами.

Сегодня все знают, что провозгласив новый принцип "главное - клиент и его потребности" и реформировав производственные процессы для выполнения этого принципа, японцы надолго изменили правила игры и во многих областях надолго захватили лидерство. Только в 80-х годах американские промышленники озаботились изучением японского опыта и внедрением его везде, где только можно.  На консультантов опять пролился золотой дождь в виде заказов на реформирование производственных систем.

Лин пришел в Россию не так давно. В 2014 году я близко познакомился с несколькими системообразующими компаниями, которые либо близки к завершению построения своего храма "TPS", "Lean" или "6 сигм". Факты указывают на то, что лин пришел в Россию надолго. Этому способствует политический кризис, санкции, курс на импортозамещение и рост производительности труда, ослабление традиционных драйверов нашей экономики.

К чему это я? Если вы еще не знакомы с методами исключения потерь, построения быстрой и адаптивной производственной системы, поставляющей нужные клиентам качественные товары/услуги по доступной цене точно во время, 2015 год - то самое время, когда следует начать.

"Сейчас - то самое время, то самое время - сейчас".

АСТ